7 июня 2017 года исполнится три года со дня, когда президентом Украины стал Петр Порошенко.
Меня часто просят дать честную оценку прогрессу реформ в Украине за три года после революции. Теперь я отвечаю: если коротко, я разочарован.
Я думал, что после того, как на Майдане были убиты 100 человек, после того, как тысячи людей погибли на востоке, Украина уже никогда не будет прежней, и политики осознают степень ответственности и важность момента. Но мы до сих пор наблюдаем коррупцию, схемы и политические сделки на высшем уровне, как и 20 лет до этого. Мы видим высокопоставленных чиновников, близких к президенту и бывшему премьер-министру, которые постоянно фигурируют в коррупционных скандалах.
Я говорю о практике, когда Блок Петра Порошенко и Народный Фронт назначают лояльных руководителей в государственные компании и выдаивают финпотоки из этих компаний на входе и выходе. Об этом много писали мы, другие СМИ, эти люди оказывались на обложках. Они привлекли много внимания. Но ничего так и не расследовано, никто не наказан. Трудно понять, как они могут действовать без санкции с самого верха. И это то, что я считал неприемлемым после Майдана и войны на востоке, но что все еще продолжается. И это главная причина моего разочарования.
Но давайте будем справедливыми.
Я считаю, что в последние три года для реформирования страны было сделано больше, чем за предыдущие 10-15 лет, и это определенно, если не прорыв, то большое достижение. Перечислю основные пункты.
1. Новая патрульная полиция. Пузатых мужчин (ГАИ), прятавшихся в кустах, чтобы неожиданно выскочить на дорогу и ограбить вас, больше нет. И это хорошо.
2. Новые тарифы на газ, электричество и отопление. Очень тяжелое непопулярное, но нужное решение. Сужает пространство для коррупции в отрасли, способствует росту собственной добычи газа и отказа от российского газа. Ну и вообще товар должен стоить, сколько он стоит, а не 30% от его цены, как бы и кому этого ни хотелось.
3. Очистка банковского сектора. Наверное, самая значимая реформа. За несколько лет были выведены с рынка более 80 отмывочных банков. Тоже непростое политическое решение, многие из владельцев банков использовали всевозможные рычаги, чтобы заблокировать эти решения. Также банковский сектор в целом стал значительно более прозрачен.
4. Электронные декларации. Сложно представить себе еще три года назад, что все высокопоставленные чиновники в Украине будут заполнять столь детальные декларации о доходах и своем имуществе. Отличный фундамент для борьбы с коррупцией.
5. Бюро по борьбе с коррупцией. Также сложно было представить себе еще три года назад, что в Украине будет бюро по борьбе с коррупцией. Ему многие мешают, вставляют палки в колеса, но оно есть и даже дает результат. Дальше будет больше, думаю. Легендарное и очень эффективное антикоррупционное бюро в Румынии тоже не сразу раскрутилось, ему понадобились годы.
6. Новые люди в правительстве и новые люди во главе государственных компаний. Министры, замы министров, главы Укрзализныци, Укргаздобычи, Укрпочты, Нафтогаза и т.д. Профессиональные менеджеры разворачивают советских динозавров на 180 градусов. В правительстве при Януковиче было всего два министра из более чем 20, говоривших на английском. В украинском правительстве после революции было всего два, которые не говорили.
7. Система госзакупок Prozorro. Несмотря на некоторые недостатки, сэкономила казне миллиарды гривен на госзакупках. Многие иностранные эксперты считают ее образцовой.
Недавнее получение Украиной безвизового режима с ЕС, собственно, является признанием того, что Украина значительно продвинулась на пути реформ и сделала это, находясь в состоянии войны.
Но когда мы говорим о достижениях, меня беспокоит, кто именно был движущей силой этих реформ. И ответ – не президент, не правительство и не парламент.
Движущей силой этих перемен стали международные доноры, МВФ, США, ЕС, местные активисты, средства массовой информации и неправительственные организации. Все эти положительные изменения произошли не благодаря украинским властям, а фактически вопреки им. Во многих случаях они на деле пытались блокировать реформы. Одним из таких примеров является попытка пропрезидентской фракции ввести институт так называемого независимого аудита для Антикоррупционного бюро. Хотя все понимают, что это всего лишь попытка установить контроль над независимым следственным органом.
Так что же не сделано, хотя должно было быть сделано?
1. Коррупция до сих пор остается серьезной проблемой. Это не просто плохо для экономики, это негативный сигнал для всех. Когда я приезжаю в родную Винницу и сажусь со старыми друзьями за стол – как бы я не уклонялся – но разговор каждый раз скатывается к одной и той же простой мысли: мы готовы затянуть пояса, но если и они готовы затянуть пояса. А если мы будем жить по-новому, а они по-старому, так не пойдет. Иными словами, коррупция в верхах – это не только главное препятствие на пути капитала, но и большой демотивирующий фактор, который приводит к утрате доверия. А доверие – главное в такие непростые времена.
2. Никто из команды Януковича не наказан. Даже те, кто участвовал в громких коррупционных скандалах, такие как Юрий Бойко, чье ведомство купило нефтяные платформы в Сингапуре и перепродало их в Украину через офшоры по более высокой цене. Дело даже не расследовали. И в этом вопросе ответственность лежит на президенте, потому что Генеральная прокуратура всегда находилась под его непосредственным контролем. Генпрокурора Шокина уволили только после открытой критики и давления со стороны США. Хотя уволить его надо было давно – он был слеп и не видел ни одного преступления – как со стороны регионалов, так и со стороны действующих чиновников. И подозреваю, что ему подсказывали, что видеть, а чего не видеть.
3. Приватизация государственных компаний постоянно откладывается. Под предлогом неблагоприятной конъюнктуры приватизацию откладывают, а госкомпании доят и доят. На самом деле основная цель приватизации – установление эффективных собственников на предприятии и закрытие коррупционных дыр. Если при этом еще и удастся хорошо заработать – отлично, но необязательно. Даже в таком случае приватизированные компании, ранее убыточные, через несколько лет начнут платить налоги.
Я раньше вел приватизационную колонку в разделе бизнес своей газеты и годами с удивлением наблюдал, как откладывали приватизацию Укртелекома под предлогом неблагоприятной мировой конъюнктуры, а за это время успешно выкачали из компании в разы больше денег, чем могли бы заработать даже при самой удачной продаже.
4. Приватизация земли запрещена. Популисты пугают свой электорат немецким и голландским дядей, который отберет землю у крестьян. В то же время миллиардеры и миллионеры, подкармливающие популистов, уже давно это землю отобрали – и недорого. Голландский дядя за нее хотя бы неплохо заплатит.
При этом международные эксперты уже 20 лет твердят, что превращение пашни в коммерческий товар позволит использовать ее как залог для получения кредита в банке, а допуск иностранного капитала повысит цены на землю в разы. Главный итог приватизации земли – огромный приток инвестиций в Украину, которые ей так нужны, и быстрое развитие агросектора.
5. Большинство профессионалов ушли из власти, дав понять другим, что нормальный, честный компетентный человек не может быть частью правительственной машины, не участвуя в сделках. Это заставило многих отказаться от идеи идти в правительство в будущем. Среди них немало и моих знакомых. Таким образом, был упущен шанс качественно изменить власть.
6. Судебная система – просто кошмар. И для решения этой проблемы почти ничего не сделано. Напротив, как сообщают многие источники, люди из БПП полностью контролируют правоохранительную и значительную части судебной системы и используют эти полномочия в коммерческих целях.
Почему все это важно? Почему важно ускорить реформы?
1. Люди устали, их терпение на исходе, многие уезжают. В прошлом году в Польше уже было зарегистрировано 1 млн украинцев. Это очень много. И это активные украинцы, которые сами зарабатывают деньги и создают рабочие места. Украинцы, а не словаки, уже являются самым большим этническим меньшинством в Чехии. Они также являются вторым этническим меньшинством в Италии и Португалии. И это не худшие люди.
2. Темпы экономического роста слишком низкие. Люди не чувствуют отдачи от реформ. Сейчас рост составляет – 1,5-2% в год. Этого недостаточно для повышения уровня жизни в Украине. Многие измеряют эффективность реформ размером собственного дохода. И они правы. Это и есть конечная цель всех реформ – сделать жизнь людей лучше. Но сейчас никто не ощущает отдачи от реформ. По многим оценкам, ВВП Украины должен расти на 7% в год, чтобы тянуть за собой рост уровня жизни и, соответственно, удовлетворенность граждан от изменений, происходящих в стране.
По оценкам специалистов, приватизация земли сама по себе может ускорить экономический рост на 4%. Если передать дорожное строительство в частные руки и ликвидировать коррумпированный Укравтодор, то эффект домино от производства стройматериалов и строительства дорог прибавит еще 2% роста. Только благодаря этим двум шагам можно получить 6-7% прироста экономики. А как я уже упомянул, Украине нужен именно такой показатель, чтобы люди почувствовали отдачу от реформ.
3. На фоне затяжного кризиса и тяжелой экономической ситуации популисты набирают рейтинги. И это понятно, потому что жизнь становится сложнее, а популисты предлагают простые решения сложных проблем. Если они победят на следующих парламентских или президентских выборах, реформы могут и вовсе остановиться.
Возможно, половинчатые реформы даже хуже отсутствия реформ.
Каждый раз, когда в какой-то стране начинаются структурные реформы, уровень жизни падает, и это нормально. Но как только реформы завершены, экономика начинает расти, а уровень жизни улучшается. Украина провела только часть реформ – причем ту, которая сделала жизнь людей тяжелее, например, резко выросли коммунальные тарифы.
До части же реформ, которые помогли бы людям зарабатывать легче и больше, дело так и не дошло. Поэтому важно как можно быстрее завершить все реформы, а не просто воплотить некоторые их элементы.
Я считаю, что за эти три года сделано много, но этого даже и близко недостаточно, учитывая важность момента. Экономический рост должен утроиться. Для этого необходимо сделать важные и решительные шаги, о которых я упомянул выше.
Без этого Украина потеряет скорость реформ, своих самых активных граждан и в конечном итоге попросту упустит исторический шанс превратить страну в современное общество с конкурентоспособной экономикой.
Виталий Сыч, главный редактор «Новое время», Национальное бюро расследований Украины
Обговорення
Нажаль, коментарі закрито.
К сожалению, комментарии закрыты.