Правоохранительными органами Украины расследуется уголовное дело, фигурантами по которому выступают должностные лица Укринбанка. Уголовное производство открыто по факту незаконного отчуждения (завладения) в 2010 году 15% акций банка. Эти акции, номинальной стоимостью в 30,7 млн грн, были мошенническим образом отобраны у двух физических лиц — акционеров банка.
Еще в апреле ряд СМИ, с подачи СБУ, опубликовал список людей и организаций, спонсирующих боевиков Донбасса.
Среди спонсоров терроризма совершенно неожиданно оказался и Укринбанк (ПАО «Украинский инновационный банк»). Почему неожиданно? Собственниками банка, кроме банкира Владимира Клименко (он же — председатель наблюдательного совета), являются бывшие высокопоставленные госчиновники: мэтр украинской банковской системы, герой Украины, бывший глава НБУ Владимир Стельмах и бывший заместитель главы СБУ, генерал Николай Герасименко. Именно этих людей называют реальными владельцами банка, что бы там ни было написано в официальных документах. Казалось бы, за долгие годы работы в своих высоких креслах, эти люди должны были бы впитать в себя представление о государственности. Но, оказывается, все не так просто. Достаточно поинтересоваться фактами биографии собственников банка, их хитросплетениями, чтобы понять, что Укринбанк вполне может не только спонсировать, но и совершать любое зло. Причем, вполне безнаказанно.
Банкир Владимир Клименко начинал свою бизнес-биографию в Сумской области как торговец конфискованным цветным металлом. Поставлял ему этот цветмет местный эсбэушник Николай Герасименко. Позже Клименко ушел в банковский сектор. Работая в Брокбизнесбанке, он познакомился с Владимиром Стельмахом, водившим дружбу владельцами банка и даже в какой-то период возглавлявшим это финансовое учреждение.
В интернет попал пикантный случай из биографии Клименко периода его работы в Брокбизнесбанке. Банк покупал помещение для своего филиала. Продавец запросил 5 млн грн (по курсу 4,68), но после согласования с Клименко цена внезапно подскочила до 9,2 млн грн.
Следующим местом работы Владимира Клименко был ОАО АКБ «АвтоКРАЗБанк», в котором, по информации НБУ, он являлся членом наблюдательного совета и владел 7,68% акций. Банком тогда вплотную занималась налоговая служба, узревшая преступные действия в переводе около 875 миллионов долларов в подконтрольный латвийский банк, что было подтверждено службой Государственного финансового мониторинга, которая доложила СНБО, что видит в действиях банка признаки отмывания денег.
Пока Клименко осваивал новые рубежи банковской деятельности, Герасименко продолжал идти проторенным путем – торговать конфискатом, благо должность (начальник Следственного управления СБУ) позволяла развернуться как можно шире.
В 2009 году пути Клименко и Герасименко вновь пересеклись. На этот раз решили играть по-крупному, не мелочиться. И «взяли банк». В полном смысле слова. При содействии Владимира Стельмаха, который в этом одиозном трио стал первой скрипкой, они выкупили контрольный пакет акций проблемного Укринбанка всего за 4 тыс. грн! Хотя один из израильских банков предлагал за него 200 млн долларов. Но что-то не заладилось, НБУ воспротивилось (привет от Стельмаха?), и цена, как мы видим, резко упала, практически закатилась под плинтус. Подробности столь выгодной «покупки» довольно широко освещались в прессе, так что не имеет смысла на них останавливаться.
Новые хозяева очень быстро, и, как утверждают в прессе, путем подделки документов, поменяли руководство банка. Сопротивляющихся «выдавливали» привычным способом — при помощи силовиков и уголовных дел, подделки документов. Но одного контрольного пакета банка троице оказалось мало. Нужно было избавляться от других акционеров.
В начале апреля 2010 года двое акционеров, имеющих 6% и 9% акций Укринбанка, практически случайно узнали, что 20 апреля в Житомире будет проходить очередное общее собрание акционеров. Накануне собрания представители акционеров обратились в банк, чтобы получить информацию и документы, а именно: решение правления о проведении собрания, положение о наблюдательном совете и ревизионной комиссии, реестр акционеров, отчет главы правления и ведомости о публикации объявления. Также ими были запорошены выписки о состоянии счетов в ценных бумагах.
Ничего этого представителям акционеров не было предоставлено. Более того, работник банка – некто Калашник сообщил им, что данных акционеров у банка уже нет, их акции списаны со счета хранителя — Укринбанка.
Представители данных акционеров не были допущены к участию в общем собрании на том основании, что таких акционеров нет в реестре владельцев ценных бумаг, эмитентом которых является ПАО «Укринбанк».
Акционеры были крайне удивлены и возмущены. Ни один, ни другой не проводили отчуждения своих акций. Следует сказать, что в свое время один из них заплатил за эти акции 18,4 млн грн, а второй – 12,3 млн грн. Вот так просто взять и украсть более 30 миллионов?
Оба обманутых акционера кинулись искать защиты у правоохранительных органов, но безрезультатно, их попросту отфутболивали. Что неудивительно, учитывая представительный состав новых акционеров и пышный расцвет коррупции при Януковиче. Кстати, последнему и его «семье» банк потом хорошо заплатит за покровительство: по информации, обнародованной в некоторых СМИ, в разгар Майдана в Укринбанк машинами свозили наличность дельцы-госчиновники и прочие члены «семьи». В банке эти средства переписывали на посторонних лиц, на рядовых банковских клерков и клали на депозитные счета. Ходят разговоры, что банк помог представителям клана Януковича надежно спрятать сотни миллионов.
Но вернемся к сути проблемы. Акционеры пытались выяснить правду и в самом банке, и в Комиссии по ценным бумагам. В конце концов, им объяснили, что они сами продали свои акции. Вернее, один из них продал и свои акции, и акции товарища.
Дело в том, что один из акционеров, назовем его А., имевший 6% акций банка выписал своему бизнес-партнеру Б. (второй акционер, владевшего 9% акций) доверенность на право распоряжаться ценными бумагами, покупать и продавать их на бирже. Тот нашел компанию-брокера – ЗАО «Нафта-Инвест» и составил брокерский договор от своего имени и от имени партнера. 25 февраля 2010 года как дополнение к договору была составлена заявка №1, согласно которой Б. должен был получить посредническую услугу от брокера на продажу своих акций. В заявке было сказано, что она вступает в силу с момента депонирования клиентом ценных бумаг во Всеукраинском депозитарии ценных бумаг.
Так вот, обоим партнерам заявили, что Б. задепонировал свои ценные бумаги и бумаги доверителя, после чего акции были списаны с их счетов в Укринбанке. Однако Б. клятвенно заверил партнера, что ничего не депонировал, их акции просто украли. Возможно, в другом случае, доверитель заподозрил бы партнера в мошенничестве, но здесь речь идет о друзьях и партнерах, уже давно имеющих общий бизнес и действительно доверяющих друг другу. Вероятно, те, кто действительно украл акции, очень надеялись выйти сухими из воды, подставив одного из акционеров и рассорив их.
Уже в 2014 году, когда власть поменялась, обманутые акционеры Укринбанка вновь обратились в правоохранительные органы с заявлениями о совершенном против них преступлении. Сегодня открыто и расследуется уголовное производство по факту противоправных действий должностных лиц Укринбанка. Следствию удалось получить копии документов, по которым проводилось отчуждение акций, принадлежавших физическим лицам. Даже на первый взгляд видно, что подписи на некоторых документах, касающихся отчуждения акций, подделаны. Однако для установления истины необходимо проведение экспертизы. Она будет произведена в ближайшее время.
Скажем прямо, эти уголовные дела несколько раз пытались закрыть. Но вмешивалась прокуратура, и производство возобновлялось. Похоже, на сей раз расследование наконец-то будет полным и всесторонним, и в ближайшее время в Укринбанке станет по-настоящему горячо.
Кстати, бывший мажоритарный акционер банка, которому за его акции перепало всего 4 тысячи гривень (довольно щедро, учитывая, что вышеупомянутым лицам вообще ничего не досталось), все еще надеется вернуть свое.
Проблемы «Укринбанка» этим не ограничиваются. В поле зрения СМИ попал скандал, разгоревшийся между банком и государственным предприятием «Предприятие по обеспечению нефтепродуктами» Минтопэнерго. Госпредприятие в течение полугода не могло получить доступ к своим собственным средствам (30 млн грн!) на банковских счетах. Пришлось обращаться в суд. Это только один из эпизодов, характеризующих отношение банка к клиентам.
Кроме того, ПАО «Фидобанк» окрыто заявил, что Укринбанк не может вернуть ему межбанковские кредиты. Фидобанк настроен решительно. Над Укринбанком нависла угроза банкротства. Собственно, это случалось не единожды, и всякий раз выручало рефинансирование НБУ, полученное благодаря Владимиру Стельмаху. Но, скорее всего, на этот раз НБУ не поможет. Уж слишком «заметным» стал Укринбанк, слишком одиозным.
Тем не менее, Укринбанк «умирать» не собирается. Он уже делает громкие заявления о возможности объединения с другими банками. Однако наличие уголовных дел, а в перспективе – судебного дела по возврату акций и оспаривание проведенных собраний акционеров (а данные физлица владели долей более 10%, это существенное участие), негативно скажется на процессе объединения банков. Какая здравомыслящая финансовая структура рискнет объединять свой капитал с банком, в котором присутствует корпоративный конфликт, а в будущем возможно изменение акционеров по решению суда?
Антон Зарицкий, Национальное бюро расследований Украины
Обговорення
Нажаль, коментарі закрито.
К сожалению, комментарии закрыты.