Фата-моргана — сложный мираж, при котором на горизонте
возникают изображения предметов,
находящихся за горизонтом, обычно искаженные и быстро изменяющиеся.
Амбиции. Весьма сильный стимул. Иногда даже чересчур сильный. А иногда и болезненный. Амбиции, как известно, слишком часто не соответствуют возможностям. Еще чаще амбиции оперативно вытесняют на «задворки мозговой подкорки» здравую логику и прочие разумные доводы. Тем не менее гораздо чаще выигрывают именно те, у кого амбиции зашкаливают. Вопрос – выигрывают ли? И какова цена этого выигрыша? Особая пикантность состоит в том, что амбициям, чтобы реализоваться в полном объеме, обязательно нужно сожительствовать с эксгибиционизмом, наглостью, публичной лубочностью и цинизмом. Настоящий (медийный) герой нашего времени именно так и выглядит. Кого ни колупни. Тимошенко, Луценко, Шуфрич и прочие. Тот же Горбаль, к примеру.
А кстати, кто такой Василий Горбаль? Видный (как он сам о себе думает, истратив приличную порцию денег на размещение собственных портретов на столичных рекламных конструкциях) киевский политик. На самом же деле Горбаль – типичное Никто. Без обид, но именно Никто. Вообще никто. Один из тысяч. И именно этим – типичной серостью, PR-бессмысленностью, чрезмерной медийной навязчивостью (платим за количество, но не за качество) – он особенно нам интересен. Как показательный «объект исследования». Как лабораторная «крыса-альбинос». Только в этом качестве Горбаль по-настоящему идеален.
По целому ряду исследовательских причин. К примеру, позволяет воочию наблюдать эволюцию системы власти (скорее, регресс системы), в которой тонны серой биомассы постепенно заполняют кулуары и начинают доминировать в курилках. Или же позволяет своевременно и в З-D приближении уловить их (горбалевское) болезненное стремление к внешним (рекламным) эффектам. А еще – позволяет правильно интерпретировать их безоглядное желание тратить деньги на многомесячное созерцание себя дорогого на городских билбордах.
«Смотрите на меня. Может, физически я и не красавец, но вы все равно будете на меня смотреть. Будете каждый день, проезжая по столичным улицам, любоваться формами моего лица. И рано или поздно вы все-таки поверите в то, что я – Горбаль Василий – настоящая топ-модель».
Таких, как Горбаль, много (прежде всего, в политике). Но, кажется, именно «почетный президент банка» наиболее карикатурен в образе «большого политика» или даже «политика завтрашнего дня». По большому счету, Горбаль очень наглядно и очень убедительно иллюстрирует нам будущий вектор трансформации украинской политической элиты. Мы таки преодолеваем путь от самодостаточных интеллектуалов, состязающихся в идеологических и политологических спорах до бесконечного доминирования некоего «серого лица» (во множественном числе), готового тратить деньги на постоянное мелькание в медиа и полагающего, что это и есть настоящий политический авторитет. Условных Горбалей становится все больше, интеллектуалов все меньше. Да и, кстати, в нынешней оценке Горбаля нет ничего личного. Он – всего лишь часть специфического явления. Пусть и наиболее объемная и наиболее показательная, но все же только часть. Никто ведь не сомневается в том, что он — не вор. Но от этого запах в политике ведь не становится лучше?
Но только ли в этом лабораторном опыте кроется суть Горбаля? Более/менее удачливый банкир (это если не знать историю его банкирской карьеры). Более/менее удачливый политик (это если не видеть конкретные результаты конкретного пацана на конкретных выборах). Но таких «более/менее» слишком много, чтобы Горбаль действительно был кем-то. Небольшой личный достаток. Немного денег на публичный пиар. У него есть деньги? Ну и что. У кого сегодня (из потенциальных эксгибиционистов с политическим уклоном) их нет, чтобы периодически красоваться своей мордочкой в медиа? Немного личного участия в публичных скандалах, хорошо и бесплатно освещаемых бульварной прессой (удачная находка – грязный развод с женой Галиной, больше известной как поп-певица Gallina).
Скандальная же связь с небезызвестным крим-персонажем Игорем Бакаем. Бакай, кстати, и в самом деле полноценная величина. Правда, с резко негативным знаком. Тем не менее Бакай — мастер. Интриги, лохотрона, VIP-разводки. Черный мастер, у которого были подмастерья, «мальчики на побегушках», рядовые исполнители, «шестерки». Опять же без обид. Это всего лишь общеупотребительные понятия. Судя по всему, одним из таких «подмастерьев» и числился некто Горбаль. Бакай придумывал схемы, искал точки соприкосновения, варил собственную «мазь», обильно смазывал нужных людей. А потом бакаевские схемы работали как часы, принося мастеру и прочим бегункам хорошие копейки. В итоге Бакай стал незаменим менеджером, схемотехником для многих сибаритов, занимавших высокие должности в государстве, но вожделевших получать максимальные прибыли, не прикладывая никаких усилий. Некоторым из этих сибаритов приходилось расстегивать ширинки, чтобы ребята не обделывались прямо в штаны. Так им было лень и так им хотелось просто и обильно ср…ть прямо в роскоши. Дозволено же! Как вы думаете, кто расстегивал им ширинки? Бакай, напомним, сочинял схемы, а потому ему некогда было бегать маленькими толстыми пальчиками по карденовским брючным пуговичкам. Правильно, дизайнерские ширинки расстегивали подмастерья. Один из них «дорастегивался» до того счастливого момента, когда скандальный, но чужой «Интергазбанк» стал тихим, но своим «Укргазбанком». После чего счастливчик позволил себе перейти в другую лигу, где уже самому надо было платить за пропаганду собственной физиономии. Эта лига называлась украинская политика.
Как бы там ни было, Бакай был работягой. Пусть, как выражаются некоторые чересчур прямолинейные эксперты, с «явно-выраженными» криминальными наклонностями. Он крутился, придумывал все новые и новые способы отъема чьей-то (как правило, государственной) плохо лежащей собственности. Горбаль был всего лишь исполнителем. Но исполнители тоже рано или поздно вырастают. Горбаль существенно (сантиметров на тридцать) подрос уже после 2005 года. Неожиданно Василий Михайлович (уже «Михайлович», так как парень явно вырос из коротких штанишек безликого шаблонного помощника типа «эй, Васька, подай-ка стакан водки!») стал тратить определенные суммы денег на собственное продвижение в средствах массовой информации. Или как любят матерно выражаться дипломированные лохи, имеющие себя профессиональными пиарщиками: «Горбаль начал активно позиционировать свой новый имидж». Именно позиционировать! От слова поза. А какая поза у нас самая излюбленная? Одним словом, парень-банкир пошел в газеты/журналы. Пошел творить свою собственную биографию. Чем отличается вымысел от реальности? Только количеством денег, уплаченных за публикацию лжи под видом правды. Пошел творить свои легенды. «Да, я — работяга!». «Да, я — гений банковского искусства!». «Да, я все сам заработал». «Да, Бакай у меня подрабатывал!». Сплошные мифы. Но они ведь так хорошо продаются. Что-то делалось путем глупых проб и ошибок – Василий Михайлович мучительно пытался нащупать тональность разговора с потенциальным избирателем о себе родимом. Пытался найти свою нишу. В политике, естественно. В бизнесе у него уже была ниша-миф – «банковский вундеркинд». Мало ведь кто реально понимает, на чем зарабатывал деньги в «Укргазбанке» Горбаль.
Правда, до нынешнего затяжного политического взлета была у Василия Горбаля, «почетного президента банка», как у любого иного публичного человека, своя страшная «эра страха». Публичные люди боятся, что рано или поздно правда о них станет достоянием широкой общественности, и мифы разрушаться. Но постепенно привыкают жить в мифах, и уже правду искренне именуют провокациями недоброжелателей. Простой же потребитель мифов (читатель, зритель) просто не соображает, где газеты держат его за лоха, а где за лоха держат того, кто платит. Но не об этом речь. Речь о страхе Горбаля.
Несколько первых месяцев после оранжевой революции. Кстати, была таковая в Украине. Если кто забыл — совсем недавно, в декабре 2004 года. В результате революции мрачноватый «режим Кучмы» испарился. Но, увы, ненадолго. Тем не менее Горбаль в те первые постреволюционные месяцы сильно запаниковал. И было от чего запаниковать. Во-первых, Бакай стремительно и таинственно покинул Киев, оставив схемы, партнеров и прочие сентиментальности. Испарился почти «по Керенскому». Почти переодевшись в «женское исподнее». Почти налегке. А ведь Бакай, давайте откровенно, и был неформальным «Папой» Горбаля. У всех политиков и бизнесюков в Украине нынче есть некий «Папа», который считает своих подручных командой и который продвигает «птенцов» на вкусные должности. Горбаль был при Бакае. Бакай исчез. Горбаль остался «сиротинушкой» в большой игре. Во-вторых, нынче говорливая и деловая Партия регионов тогда впала в самую настоящую предсмертную кому. В летаргию. Онемела. Почти развалилась. Почти умерла. Горбаль, числившийся в те грустные дни «членом» этой партии, умирал вместе с ней. Как политик. И даже попытался найти иезуитский выход из сложной ситуации, аккуратно пытаясь продать себя иной политической группе.
Более того, в феврале 2005 года Горбаль открыто поставил крест на Януковиче, в одном из своих интервью прямо заявив, что на месте ПР будет нечто новое: «Да, без Януковича. Более динамичный проект, где соберутся люди самодостаточные, но в равной степени принимающие решения по руководству». Но чуть позже, когда ПР выкарабкалась из комы, «прозрел» и тут же заявил совсем противоположное: «Несомненно, локомотивом оппозиции остается Партия регионов во главе с Виктором Федоровичем Януковичем. Вполне возможно, что будет создан именной блок – блок Януковича» (сказано в июне 2005 года). В-третьих, бизнес Горбаля начинал проседать. Кое-кто и тогда, и сейчас полагает, что «Укргазбанк» – жемчужина славной империи Горбаля — может работать только как некая «очистительная структура» в административной паутине.
Когда есть неформальные заказчики неформальных банковских услуг. Горбаль в те дни считал также. А потому быстро почувствовал на шее банка крючковатые пальцы кризиса. Особенно страшно стало после легального маски-шоу, устроенного в банке правоохранителями с выемкой документов и арестом кое-кого из топ-менеджмента. Был небольшой панический период, когда совсем расстроившись, Василий Михайлович искал покупателей на банк. Он готов был либо полностью продаться (причем задешево), либо отдать весомую часть пакета акций в обмен на новое покровительство. Но та «эра страха» быстро утихла – оранжевые начали «первую гражданскую войну» на уничтожение друг друга, и Горбаля сразу же отпустило. А вскоре банк вернул свои позиции и даже начал наращивать свое полноценное банковское влияние. Вместе со всей банковской системой Украины. Но Горбаль к этому уже не имел отношения. Отныне – после собственной «эры страха» – он жил только политикой. Он пытался превратиться в самостоятельного игрока. Вырасти из «последыша Бакая» в цельную и могучую фигуру «молодого, перспективного политика».
Что же в нем есть? Все возвращается на круги своя. В Горбале нет ничего. Только пустота. Даже не так – Пустота. Именно с большой буквы. Кто не понял, читайте Витечку Пелевина. Горбаль – точно не лидер. Горбаль – точно не идеолог. Горбаль – точно не концептуалист. Но самое ужасное, что Василий Михайлович искренне верит в действенность двух «священных коров» постмодернистского общества . Корова первая: вся жизнь – это всего лишь шоу-бизнес, в котором важно продавать телекартинку со скандалами и не более того. А что там насчет мозгов и идей? Это не к продюсерам и не к шоуменам, коим уже является и Горбаль. Корова вторая: деньги, которые не пахнут. И которые обеспечивают круглосуточное размещение той самой мифологизированной (проще – лживой) телекартинки. А ведь Горбаль прав! Он (идеальный член новейшей «серой» политической массы) демонстрирует почти идеальное понимания «правды жизни»: неважно, кто ты на самом деле. Неважно, что ты реально знаешь о мире и его проблемах. И совсем уж неважно, что ты на самом деле думаешь. Главное – правильно продать себя. Горбаль вроде бы умеет себя продавать. Правда, берет он исключительно количеством, а не креативом. Но кому нужен креатив, если есть лишние деньги? Жизненная философия Горбаля (не личности, а как части явления), даже если он сам не подозревает о ней, проста и незамысловата: купить свое собственное место. И каждый раз покупать более высокое место. Чтобы рано или поздно забраться туда, откуда можно плевать сквозь шелку в зубах на проходящих внизу «простачков». Злые люди открыто говорят, что Горбаль банально купил себе место в Партии регионов и банально держится за это место, финансирую городскую партячейку. Стандартный денежный авторитет – «пока ты платишь, ты хозяин. Перестанешь платить – быстренько уходишь. И о тебе забывают на следующий день». Но что в подобном поведении необычного для нынешней Украины?
Таких (как Горбаль) сегодня много. Купить партийное удостоверение. Купить проходное место в предвыборном списке. Купить вымышленную репутацию. Купить общественное мнение. Купить собственную биографию. Купить свои глубокомысленные изречения на злобу дня. Купить политическое настоящее. Ребята по-прежнему думают, что в этом мире все покупается и все продается. Это, конечно, правда. Но не всегда. К большому сожалению «покупателей репутации», рано или поздно любая пустота начинает зиять. Возможно, у носителя этой пустоты просто кончились деньги. Возможно, он просто переоценил свое я и начал выдавать реальные мысли вслух и тут же обнажил свою истинную никчемность. Возможно, Горбаля станет слишком много на киевских улицах. Кстати, о Киеве. На недавних досрочных выборах Горбаль откровенно провалился. Вместе с таким же «продавцом самого себя» Катеринчуком. И это несмотря на то, что их политические группы прошли в Киевраду. Почему провалились? А потому, что стоимость этого прохода несоизмерима с полученными дивидендами. Грубо говоря, один голос, проголосовавший «за Горбаля», в прямом смысле золотой – столько было потрачено на разные виды рекламы. Что все это значит? Только одно – пустота все равно всегда остается пустотой. Даже если вы пытаетесь вложить в нее некий смысл. Горбаль абсолютно неперспективен. Он – всего лишь часть явления, название которому «серая масса» новых политиков. А потому два совета всем нам. Пока он готов тратить деньги на собственное продвижение, идите к нему на заработки» и цинично «косите деньги». Это долго не протянется. Второй совет: фамилию Горбаль лучше сразу вписать в список «аутсайдеров» и не пытаться выстраивать с ним длительных стратегий. Зачем? Горбаля сегодня много, но все это неприродное, неестественное, покупное. А значит, кратковременное. Увы, таких кратковременных «явлений», купивших себе место в украинской политике, слишком много, чтобы можно было всерьез и надолго планировать развитие страны. Сегодня они есть. Завтра вместо них приходят иные, купившие их места. Банальный кругооборот временщиков-покупателей. Почему же мы все-таки разговаривали о Горбале? Только потому, что он идеален для оценки всего явления. Для оценки того, что наша политика сама становится Пустотой, где продаются только вымышленные картинки. Личность же Горбаля сама по себе неинтересна, а следовательно наш текст совершенно не задевает его «я».
Обговорення
Нажаль, коментарі закрито.
К сожалению, комментарии закрыты.