Вопрос в том, достаточно ли у наших государственных чиновников цинизма, чтобы позволить «енакиевским» разорить градообразующее предприятие, расположенное на зыбком краю зоны АТО?
ГП «Артемсоль» – крупнейшее предприятие по добыче и реализации поваренной соли на территории Центральной и Восточной Европы. Производственная мощность предприятия – более 7 млн тонн в год. Этому государственному предприятию-монополисту принадлежит 95% рынка соли в Украине. 65% добываемой соли идет на экспорт, поставляется в 22 страны мира.
После Майдана на предприятие пришла проукраински настроенная команда топ-менеджеров, сменившая ставленников Сергея Клюева. Казалось, государственное предприятие уже никогда не будет работать на карман бандитов из окружения «семьи».
Новому менеджменту удалось проработать на «Артемсоли» ровно год. Несмотря на близость фронта, предприятие стабильно работало, выполняя финансовый план Кабмина по наполнению бюджета. Потеря российского рынка, которая могла повлечь значительный ущерб, была компенсирована за счет новых контрактов. Топ-менеджменту «Артемсоли» удалось убедить европейских партнеров, опасающихся иметь дело с предприятием из Донецкой области, что «Артемсоль» работает стабильно и выполняет свои обязательства.
В первом полугодии 2015 года добыча соли шла полным ходом, все четыре шахты предприятия работали в две-три смены. Более 3000 сотрудников регулярно получали зарплату и могли полноценно содержать свои семьи, что для прифронтовой территории равносильно чуду.
По идее, профильное министерство должно быть довольно тем, как работает предприятие. Однако 23 июня 2015 года года и.о. генерального директора «Артемсоли» был внезапно уволен. Без объяснения причин.
Руководить государственным предприятием стал новый человек – енакиевец Андрей Журавлев. Этот человек был назначен мгновенно, в обход объявленной ранее конкурсной процедуры. Но, может быть, г-н Журавлев настолько известная в деловых кругах личность, что за его кандидатуру сражаются гиганты мировой индустрии, ввиду чего предлагать ему участие в конкурсе просто нелепо и оскорбительно? Андрей Журавлев, конечно, не Марк Цукерберг и даже не Евгений Чичваркин, но кое-какую известность все же имеет.
По информации, опубликованной в газете «БИЗНЕС» , Журавлев возглавлял Енакиевский цементный завод – единственный в Украине завод по производству белого цемента. Именно под его руководством завод «успешно» обанкротился и перешел под контроль немецкой корпорации. Если основная задача руководителя госпредприятия заключается в том, чтобы это предприятие угробить и пустить под приватизацию, то лучшей кандидатуры, безусловно, не найти.
Новый руководитель, заручившись поддержкой Минагрополитики, принялся оптимизировать организационную структуру предприятия. Вся реорганизация свелась к тому, что был сокращен ряд должностей, а вместо них появились новые, с теми же функциями, но с другими названиями. В результате, «постмайдановская» команда директоров была заменена новыми людьми.
Новые назначенцы – люди, имеющие весьма сомнительную деловую репутацию. Первый зам генерального — Валерий Захаренко, будучи директором ГП «ЦЗК Укрвуглеторфреструктуризація» был обличен в разбазаривании бюджетных средств, за что был с треском уволен. Заместитель генерального по общим вопросам Вадим Зеленый известен тем, что при Януковиче заведовал земельными вопросами в Симферополе и засветился в СМИ как беспринципный «решала».
Сотрудники завода, долгое время пребывавшие под «клюевскими», поняли, что после небольшого постмайдановского передыха у них появились новые хозяева – «енакиевские». Этот наглый передел произошел настолько тихо и молниеносно, что остался незамеченным первыми лицами страны.
«Енакиевские» – это не столько принадлежность к определенному населенному пункту, сколько принадлежность к определенному мафиозному клану. Этот клан по праву считается самым алчным и кровожадным. Именно им, енакиевским бандитам, своим землякам, Янукович, придя к власти, отдал на растерзание Луганскую, Одесскую и Запорожскую области. Енакиевские отжимали у местных самые жирные куски, захватывая легальный бизнес, садясь на криминальные денежные потоки, кормясь с государственных предприятий. Недовольных и сопротивляющихся просто отстреливали. В Одесской области, например, под енакиевских лег весь «контрабас». Когда им стало тесно в пределах выделенных областей, где им уже фактически принадлежали многие заводы, крупные рынки и даже порты, они двинулись дальше. Там, где не удавалось отобрать собственность обычным для них путем, привлекали подконтрольных правоохранителей. Именно енакиевскими были устроены наезды на сети «Эпицентр», «Фокстрот» и «Антошка», через которые планировалось сбывать контрабанду. Под енакиевских плотно легли государственные «Укрспирт» и «Надра Украины».
Во время Майдана, почувствовав, что их бандитской власти приходит конец, енакиевские особо лютовали. Когда режиму Януковича пришел конец, бандитам пришлось на время затаиться…
Подмену руководства «Артемсоли» осуществил первый заместитель министра агрополитики Ярослав Краснопольский. Было ли на то получено благословение профильного министра Алексея Павленко? Или Краснопольский стал просто исполнителем воли своего шефа? Что заставило чиновников из министерства пойти на поводу у «енакиевских»? Вопросов много, ответов пока не достаточно.
Новые европейские клиенты, увидев, что на заводе произошла смена руководства, усмотрели в этом крайне тревожный сигнал и перестали подавать заявки на отгрузку. Таким образом, уже с начала июля отгрузки на Европу существенно сократились. Предприятие перешло на трех-четырех часовой режим работы. Зарплаты работников были снижены вдвое, а «сдельщики» и вовсе остались без денег.
Не успело новое руководство зайти на предприятие, как попыталось в спешном порядке вывести средства с его счетов. Первая же попытка перевести 25 млн грн со счета предприятия на некие непонятные счета в коммерческом банке «Південний» не удалась, благодаря принципиальности сотрудников, отказавшихся визировать подозрительные документы. Поднялся шум. Только благодаря вмешательству профильного министра Алексея Павленко, к которому обратился неравнодушный депутат горсовета, эти деньги удалось сохранить на предприятии.
Получив отпор от собственного коллектива, новое руководство «Артемсоли» запретило осуществлять на предприятии любые финансовые операции. Застопорилась оперативная деятельность, начали накапливаться долги.
Справедливости ради, следует заметить, что новый руководитель «Артемсоли» пока еще не является генеральным директором, он только исполняющий обязанности, поэтому-то предъявить Минагрополитики претензии по поводу его назначения без проведения положенного конкурса невозможно. Тем не менее, этому человеку были даны настолько широкие полномочия, что даже, если такой конкурс пройдет, и генеральным директором назначат кого-то другого, может оказаться, что и руководить-то уже нечем.
Сотрудники «Артемсоли» подозревают, что новое руководство стремится разорить предприятие, чтобы затем осуществить его приватизацию предприятия за бесценок. Обеспокоенные своей дальнейшей судьбой, они собираются обратиться к главе Донецкой ОГА Павлу Жебривскому, а также Президенту Украины Петру Порошенко и премьер-министру Арсению Яценюку.
Сотрудники «Артемсоли», пожелавшие остаться неназванными, рассказывают, что придя на завод, Андрей Журавлев заявил коллективу, что не знаком с профильным министром, но это ему и не нужно, ведь он представляет интересы «серьезных людей». Без ложной скромности назвал фамилии тех, кто стоит за ним: Недава и Аврамов. Олег Недава известен как «енакиевский смотрящий» и правая рука Юрия Иванющенко (известного в деловых и криминальных кругах под кличкой Юра Енакиевский). Правда, сегодня Недава уже не бандит, а народный избранник, депутат Верховной Рады от БПП. Иван Аврамов, бизнес-партнер Юрия Иванющенко, при Януковиче был «одесским смотрящим». СМИ писали, что Аврамов не является самостоятельной фигурой, он марионетка Юры Енакиевского. Так что, все указывает на то, что на «Артемсоль» положил глаз именно Иванющенко. Либо его подчиненные самостоятельно продолжают привычную для енакиевских бандитов практику подминания государственных предприятий.
Но кто бы ни стоял за этим сомнительным назначением, ясно одно: новое руководство целенаправленно гробит крупнейшее государственное, а главное – градообразующее предприятие, которое в неспокойном регионе еще каких-то два месяца назад представляло собой оазис мира и благополучия. Более трех тысяч человек имели возможность нормально содержать свои семьи, работая на украинском госпредприятии, руководимом проукраинским топ-менеджментом. Будут ли они завтра, когда их детям уже нечего будет есть, такими же лояльными к Украине? Это отнюдь не праздный вопрос, речь идет о Донецкой области, о прифронтовой зоне, где за лояльность каждого жителя нужно бороться.
Сергей Березин, Национальное бюро расследований Украины
Обговорення
Нажаль, коментарі закрито.
К сожалению, комментарии закрыты.