Фармрынок за шаг от краха. Это на своих карманах почувствовали как покупатели, так и производители и дистрибьюторы. Только за последнее время из-за возросшего курса валют лекарства подорожали вдвое. Не только импортные, но и отечественные. Ведь большинство украинских препаратов производятся из импортных субстанций. А вскоре многие и вовсе могут исчезнуть с рынка, потому что, бизнес столкнулся с реальной проблемой покупки валюты для последующей закупки лекарств и субстанций заграницей. Да и покупательная способность населения катастрофически падает. Поэтому эксперты дают неутешительны прогнозы — после разметания продуктовых полок, народ возьмется за аптечные. Ведь дальше лучше не будет. Возможен не только дефицит, но и последующее подорожание препаратов. В ближайшей перспективе —как минимум, на 5% — именно в таком размере правительство ввело дополнительный импортный сбор на лекарства. Но это вершина айсберга, в его основании идет открытая мафиозная борьба за перераспределение и контроль над фармацевтическим рынком. Кому это надо? Ба, известные все лица, все те, кто правил бал при прежней власти Януковича-Азарова, кто брал непомерные поборы, запрещал выход неугодных компаний на рынок и наоборот, давал «зеленый свет» фармкомпаниям приближенным к семье. Уже разработан полномасштабный план захвата фармацевтического рынка, после которого нынешние проблемы для многих и производителей лекарств, и потребителей покажутся цветочками.
После революции и перезагрузки власти, Министерство здравоохранения возглавил выходец с Майдана Олег Мусий – прогрессивный политик, но без особых полномочий. Соответственно, повесить на него все грехи отрасли, а потом снять с должности не составило труда. Сейчас министерский пост занял сбежавший с Грузии Александр Квиташвили. Но, похоже, ему заготовлена та же участь. Ведь прийти в министерство со своей командой ему не позволили, реально всеми подковёрными делами там занимается навязанный ему заместитель Александра Павленко. Это молодая 32-летняя юристка, которая прошла в парламент от президентской партии. Однако в этой персоны за спиной длинная и даже очень испачканная история…
Раньше она была активным пророссийско-олигархическим игроком. Во время президентских выборов-2010 и 2014 — советница и представитель в ЦВК кандидата в президенты Сергея Тигипко, в 2012 году представляла интересы партии Наталии Королевской в ЦВК.
К слову, все ее компании были бесславно провалены. Ее называют человеком Ахметова и поборницей интересов РФ. Именно она представляла в суде против Минобороны Украины российскую авиакомпанию «Сибирь» в деле о авиакатастрофе самолета ТУ-154 в октябре 2001 года, когда погибло 78 людей. То есть, отстаивала интересы спецслужб РФ, устроивших теракт. Человека с улицы, который не имеет прочных связей с Белокаменной, конечно же, Россия бы не наняла в таком щекотливом вопросе. Но и это дело юристка провалила.
Как не странно, но ей и сейчас доверили важное кресло в министерстве, в котором заявлены грандиозная реформа — изменение всей системы здравоохранения. Но, похоже, и сейчас ей сужено сыграть злую шутку со своими работодателями.
Ведь не секрет, что за ее спиной мощная фармацевтическая мафия. Та, что успешно захватывала рынок, работая на клан Януковича. Кто это? Собственно, еще один представитель партии президента Порошенко Глеб Загорий, председатель наблюдательного совета ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница». Человека, который уже долгие годы расчищает рынок от конкурентов на пути к своей мечте – монополии на фармрынке компании «Дарница». Именно он во время премьерства Азарова и руководства Гослекслужбой Соловйова проворачивал схемы по которым закрывались отечественные фармзаводы. И при котором потом коррупция в фармацевтической сфере достигла не виданных раньше пределов.
Соловьева полностью контролировал Загорий, то есть весь фармамрынок, решая, кому работать, а какие препараты прикрывать. Люди, которые знают его близко, характеризуют Глеба Загория, как человека чрезвычайно психически неуравновешенного, беспринципного, готового пойти на крайние меры. Во время Майдана ходили упорные слухи, что некоторые из выкраденных титушками, а впоследствии убитых активистов, содержались на территории подконтрольного Загориями завода.
Но этому делу правоохранительные органы не дали ход, а вскоре Глеб Загорий прошел в депутаты Верховного Совета по президентскому списку. Похоже, пока что на его грехи кто-то закрыл глаза. Именно ему приписывают покушение на убийство одного из основных конкурентов — руководителя компании «Фармак» Фили Жебровской. Об этом заявляла как она, сама так и свидетельствовали улики следствия. Но и это дело тоже замяли. Именно в этом криминальном эпизоде и родилась крепкая дружба Загория с Павленко. Нынешняя замминистра МЗ была консультантом Г. Загория в деле о покушения на убийство Фили Жебровской.
Похоже, теперь Загорий готовит следующий этап захвата фармрынка. Все позиции уже выстроены: он в нардепах, и может инициировать необходимые законы; смотрящая в МЗ исправно прокручивает разработанные схемы. Их несколько. Первая – под крышей Гослекслужбы объединить две функции регистрации лекарственных средств и контроля их качества, соответствующий законопроект уже вынесен на официальном сайте МЗ на обсуждение общественности, которая почитав его, глубоко возмутилась.
Европейская бизнес-ассоциация это новшество прокомментировала достаточно остро: «Объединение этих двух стратегически важных функций в нашей стране под руководством одного ведомства может создать для него монополистические условия, что весьма вероятно спровоцируют появление новых коррупционных схем». Предприниматели узрели проблему в корне. Это делается с долговременным прицелом – назначить в кресло главы Гослекслужбы своего человека, который в бразды правления возьмет всю власть и, обладая огромными полномочиями, возобновит коррупционные схемы, которые процветали во времена деятельности Соловйова, и конечно же, выполнит главный заказ — вытеснение с рынка конкурентов «Дарницы».
Схема вторая – возглавить госзакупки препаратов, с соответствующими откатами и лобби. Здесь фарммафии придется побороться с позицией самих премьера и министра, которые неоднократно заявляли, что для своевременного проведения закупок и во избежание коррупции, необходимо передать эти полномочия международным организациям ВООЗ и ЮНИСЕФ. Уже есть и соответствующие законопроекты (N2150 та N2151).
Во время разработки документов Александра Павленко попробовала зарубить инициативу на корню, но ее правки, которые делали невозможными закупки препаратов международными организациями, были отклонены.
Сейчас делается вторая попытка — в Верховной Раде появилась целая подборка альтернативных законопроектов зарегистрированных Г. Загорием и депутатами лоббистами О. Третьяковым, И. Алексеевым, О. Дроздиком, куда перекочевали все правки которые предлагала замминистра О. Павленко, и при принятии которых все закупки лекарств, а это 1,1 млрд грн., возьмет под свой контроль фарммафия. В этом случае фармацевтическая мафия в который раз обогатится на болезнях и горе людей, нуждающихся в лекарствах, закупаемых за средства казны.
Не исключено, что таким открытым противостоянием, ставится еще одна, третья задача – дискредитировать нынешнего министра здравоохранения Квиташвили. Далее все просто – его место возглавит свой человек, возможно, та же Павленко. О том что министр чувствует эту опасность свидетельствует и возрастающий накал противостояния в министерстве, и свежее заявление Квиташвили, что регистрация и контроль оборота лекарственных средств не будут объединены в единый орган. Это явно идет в разрез планам группы Загория. Так что остается открытым вопрос, кто выиграет в этой борьбе?
Если все из задуманного удастся, что же в сухом остатке получат Украина и потребители лекарств? Несомненно коррупцию в огромных масштабах, монополию по многим позициям препаратов на рынке одного из производителей, а, соответственно, и диктат цен на нее, очередные перебои с поставками лекарств. После такого удара, на фоне нынешних экономических проблем, на восстановления фармрынка пойдут годы.
Роман Василишин, Национальное бюро расследований Украины
Обговорення
Нажаль, коментарі закрито.
К сожалению, комментарии закрыты.