Суд так и не признал его виновность, а причинение убытков государству на 26 млрд грн — это не преступление?!
Год назад – 3 марта 2014 года известный, пожалуй, на весь мир, Печерский суд Киева, который своими решениями может отменять даже законы не только логики, но и природы, признал Анатолия Макаренко несудимым.
Причем, чтобы подтвердить реноме Печерского суда, сделано это было «по беспределу», хотя по большому счету, суд так и не признал, что Анатолий Макаренко невиновен в растаможке похищенного газа. Суд просто решил, что причинение убытков государству на 26 миллиардов гривен — это больше не преступление.
Хотя наблюдая за активностью главы таможни в медиа, нельзя не отметить, что Анатолий Макаренко накрепко вжился в образ «великомученника» и выходить из него, по крайней мере, в ближайшее время, не собирается.
Имидж жертвы режима Януковича играет на руку Макаренко. А что? Военный, подводник, капитан 1 ранга! Хотя стоп!.. Капитан чьего флота? И какой страны? Но об этом ниже.
Давайте объективно посмотрим на пресловутое «газовое дело», а также людей, способствовавших освобождению экс-главы таможни от лишения свободы. Одним из которых, по нашей информации, был Владимир Путин. С учетом получения Макаренко военной пенсии от Российской Федерации и соответственно возможного российского гражданства, а также мощного лобби среди теперешних российских адмиралов, эта версия не выглядит такой уж фантастической.
***
Анатолий Макаренко был осужден 19 июля 2012 года – приговором Печерского суда по делу № 1-712/11 за злоупотребление служебным положением. Экс-глава таможни был приговорен к 4-м годам лишения свободы, кроме того, согласно решению суда ему было запрещено занимать любые руководящие должности в течение 3 лет. Как на государственной службы, так и на предприятиях любой формы собственности.
Тогда газовое дело Тимошенко гремело на всю страну, и конечно, перед широкой общественностью Анатолий Макаренко предстал как жертва режима Януковича. Газ, отобранный с легкой руки Макаренко, принадлежал компании Дмитрия Фирташа, а значит негодяя. Общественное мнение было сформировано в политическом контексте: правильно, что отобрали у богатых и отдали бедным. Правда, со временем, за газ заплатили именно бедные.
По факту, с начала громких газовых дел в Украине, никто и не пытался разобраться – что произошло на самом деле?
Сегодня, спустя год после освобождения нынешнего главы таможни, можно отбросить эмоции и говорить о сути дела.
В начале 2009 года бывшее правительство Тимошенко решило обеспечить отопительный сезон газом, который не принадлежал ни Кабмину, ни «Нафтогазу». Для этой цели вполне годились 11 млрд. кубометров газа «РосУкрЭнерго», временно находившегося в украинских подземных хранилищах.
Воспользовавшись тем, что «РосУкрЭнерго» имел задолженность перед российским «Газпромом» в сумме 1,7 миллиардов долларов, «Нафтогаз» заключил с «Газпромом» договор о переуступке права требовать погашения долга, то есть купил долги «РосУкрЭнерго».
Стоит отметить, что наличие задолженности еще не дает права кредитору по своему усмотрению отбирать у должника любое его имущество. В данном случае газ. Дать добро на отбор газа мог только собственник, то есть «Росукрэнерго». Но у них, впрочем, ни Кабмин, ни таможня разрешения не спросили.
Представьте, что вы заняли у соседа 200 гривен, а на следующий день он с долговой распиской в руках пришел забрать вашу квартиру. Даже человек без юридического образования скажет, что такие действия незаконны. Во-первых, срок отдачи одолженных денег еще не наступил. А во-вторых, квартира все же стоит больше 200 гривен.
Но именно так и произошло в отношениях между НАК «Нафтогаз» и «РосУкрЭнерго».
Руководствуясь только фактом наличия задолженности, «Нафтогаз» решил причислить к собственным запасам все 11 млрд. кубометров газа, которые принадлежали компании «РосУкрЭнерго», при рыночная стоимость газа как минимум вдвое превышала сумму задолженности в 1,7 млрд. долларов.
При чем тут таможня? Дело в том, что принадлежащий компании «РосУкрЭнерго» газ имел российское происхождение и находился в подземных хранилищах в таможенном режиме транзита. Что означает запрет на его использование на территории Украины до тех пор, пока он не будет оформлен в таможенный режим импорта с уплатой всех положенных налогов.
То есть, чтобы распорядиться газом, необходимо было его растаможить.
Согласно таможенному законодательству заявить товар к растаможке имеет право только владелец товара или уполномоченное им лицо. То есть растаможивать принадлежащие «РосУкрЭнерго» 11 млрд. кубов газа НАК «Нафтогаз» не имел никакого юридического права, и это прекрасно осознавали на таможне.
По информации осведомленных лиц, Валерий Хорошковский, который в то время возглавлял Таможенную службу, категорически отказался осуществлять таможенное оформление природного газа «РосУкрЭнерго» в пользу Нафтогаза, за что и был уволен с должности 28 января 2009 года.
Вместо него в тот же день был назначен Анатолий Макаренко, который в то время возглавлял Киевскую региональную таможню. Говорят, что претендентов на пост председателя Таможенной службы Украины было много, но именно Макаренко гарантировал, что обеспечит беспрепятственное осуществление таможенного оформления Нафтогазом объемов природного газа, который НАК фактически не принадлежал.
Этот факт подтвердил сам Макаренко в интервью «Экономической Правде», где признал, что был назначен руководителем таможни в 2009 году для решения «конкретных задач».
«В 2009 году я зашел как ничей. Вы же помните, какие задачи предстояло решать?», — сказал Макаренко. На уточняющий вопрос, была ли задачей, которую нужно решать, «растаможить газ», Анатолий Макаренко заявил: «Не только. В 2009 году решалось многое».
Как рассказали комментарии на условиях анонимности бывшие работники Энергетической таможни, почти все из них отказались участвовать в незаконной сделке, но, в конце концов, нашлись те, кто все же выполнил незаконное поручение главного таможенника и осуществил таможенное оформление газа по поручению и в интересах НАК « Нафтогаз».
Точку в этой истории поставил Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма, который 8 июня 2010 года подтвердил незаконность отчуждения Нафтогазом 11 млрд. куб. метров природного газа и обязал оплатить в пользу компании «РосУкрЭнерго» штраф путем передачи ей права собственности на такие же 11 млрд. куб. метров природного газа.
Как следствие, потери НАК «Нафтогаз Украины» и государства от сделок, в которых были задействованы сотрудники компании и таможни, превысили 26 млрд. гривен и были компенсированы из государственного бюджета.
Чего сегодня господин Макаренко абсолютно не стыдится.
«Когда второй раз пришел в таможню в 2014-м, то спокойно смотрел в глаза всем, кого здесь оставил в 2010-м году. Мне не было стыдно. Люди, которым тогда давал распоряжения по газу, в суде не сказали, что я действовал незаконно», — опять же заявил он в интервью «Экономической Правде».
Отметим, что люди, которым Макаренко в свое время «давал распоряжения по газу», боятся говорить до сих пор даже неофициально в беседе с журналистами – не то, что в суде.
Учитывая размер материального ущерба, нанесенного государству, 4 года еще и с испытательным сроком – чрезвычайно мягкий приговор. Даже для коррумпированной украинской судебной системы. С учетом того, что санкция 364 статьи, по которой был осужден Макаренко, предусматривает минимум 5 лет лишения свободы.
Как рассказали комментарии информированные источники, такое мягкое решение суда стало возможным благодаря вмешательству Владимира Путина, который на многочисленные обращения российских адмиралов в защиту Макаренко А.В. поднял этот вопрос перед президентом Януковичем во время празднования Дня военно-морского флота России в 2010 году.
Ни для кого не секрет, что в 1986 году после окончания Киевского высшего военно-морского политического училища Макаренко убыл к месту службы в Военно морской флот СССР. Проходил службу в 11-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок Краснознамённого Северного Флота ВМФ СССР на атомных подводных ракетных крейсерах типа Антей (К-148 «Краснодар»).
При этом, если верить официальной биографии, Анатолий Макаренко уволился в запас в 1998 году в звании капитана 1 ранга, а уже в 1999 году поступил на службу в таможенные органы Украины.
Мы подходим к очевидным вещам! Хотя, как известно, иногда за деревьями леса не видно.
Внимание вопрос! Возможно ли служить в ВМФ России (то есть с 1992 по 1998 год), не будучи гражданином России. Внимание правильный ответ: НЕТ!
Еще вопрос! Правомерно ли служить в украинской таможне, не будучи гражданином Украины. Ответ также очевиден. Нет!
И третий вопрос! Этично ли получать зарплату (да и чего уж там скрывать не только зарплату) в Украине, а пенсию в России? На этот вопрос должен ответить сам господин Макаренко. С присущей ему «офицерской честью».
Итак, 19 июля 2012 года А.Макаренко был приговорен к четырем годам лишения свободы условно за злоупотребление властью и служебным положением.
Решения вынесла тогда еще мало известная судья Оксана Царевич, впоследствии ставшая символом Печерского суда. А сегодня – посещает допросы прокуратуры. Примечательно, что она же вынесла решение и от 3 марта 2014 года, по которому господин Макаренко, уже после Майдана был признан несудимым. И освобожден от уголовного наказания.
Но если Анатолий Макаренко действительно не виновен, то почему он не был оправдан?
Почему суд, даже Печерский, так и не принял оправдательное постановление, а просто снял с него судимость и освободил от наказания?
На тот момент при полной политической поддержке новой власти.
***
Второй не менее интересный вопрос: насколько законно были сняты обвинения с Анатолия Макаренко?
Экс-глава таможни был осужден по части 3 статьи 364 Уголовного кодекса. Часть 3 предусматривала квалификационный признак – совершение преступления работником правоохранительного органа. Поскольку законодательство относит таможенные органы к правоохранительным.
Но 21 февраля 2014 года, то есть на следующий день после расстрелов на Майдане, Верховная Рада исключила из Уголовного кодекса полностью часть 3-ю статьи 364 УК.
Официально целью этого закона была имплементация в национальное законодательство требований статьи 19 Конвенции ООН против коррупции. На самом деле, принятие закона позволяло декриминализировать деяние, за которое была осуждена гражданка Тимошенко. Как мы помним, Юлия Владимировна не дожидаясь вступления закона в силу, «выкатилась» на Майдан.
Макаренко же действовал без лишней огласки.
И уже 3 марта 2014 года судья Печерского суда Оксана Царевич – та самая, что ранее приговорила его к 4 годам тюрьмы, в отсутствие представителя прокуратуры (присутствие которого в таких случаях обязательно) вынесла постановление об освобождении Анатолия Макаренко от наказания. И признала его таким, который не имеет судимости.
По логике Царевич получилось: нет статьи – нет преступления.
Однако по закону суд должен был переквалифицировать действия Анатолия Макаренко с части третьей 364 статьи на часть первую или вторую – более «мягкую». Поскольку злоупотребление властью и преступные последствия, к которым привела деятельность Макаренко, никто не отменял. Это означает, что уголовной ответственности на тот момент экс-глава таможни подлежит на общих основаниях.
Согласно нормам Уголовного кодекса, это наказание от 3-х до 6-ти лет лишения свободы. И штраф – от 8,5 до 17 тыс. грн.
То есть, как видим, ни о какой отмене судимости речь не идет! Это просто напросто незаконно.
В тот же день та же Оксана Царевич признала, что «не имеет судимости» бывший начальник Центральной энергетической таможни Конев А.И. (который в 2010 году, как поговаривают, «отвалил» тогдашнему первому замгенпрокурора Ренату Кузьмину 5 миллионов долларов, чтоб «не сесть»).
Удивительно, что такие выходки молодой судьи остались незамеченными со стороны прокуратуры. Хотя нет – спустя год прокуратура оценила деятельность судьи Царевич, но по другому делу – участников Автомайдана.
Осознавая, что подобная реабилитация, мягко говоря, сомнительна, была предпринята попытка реабилитации Макаренко А.В. и некоторых других лиц, осужденных за должностные преступления (в частности растаможку пресловутых «скорых помощей Тимошенко»), руками Верховной Рады.
Однако внесенный проект соответствующего постановления Верховной Рады дважды ставился на поименное голосование 15.04.2014 года и не набрал необходимого количества голосов (212 и 187 голосов вместо необходимых 226).
Таким образом, факт совершения преступления нынешним-прошлым главой таможни так юридически и не отменен. Но это Украина и такие мелочи, похоже, политическое руководство не смущают.
К лету, перед назначением Макаренко на должность зампредседателя фискальной службы, ситуацию с судимостью умышленно «заиграли». Со временем российский офицер-подводник продолжил строить карьеру в таможенных органах Украины. Уже во второй раз.
Петр Порошенко не раз говорил о необходимости новых людей во власти? Нужны ли Украине такие «старые кадры». И во сколько на этот раз обойдется председательство Макаренко украинцам?
Инна Волева, Национальное бюро расследований Украины
Обговорення
Нажаль, коментарі закрито.
К сожалению, комментарии закрыты.