В Украине создается финансовая группа под брендом «Юнисон». Клиенты выстраиваются в очередь. В чем секрет?
В феврале НБУ выдал лицензию банку «Юнисон». В паре со страховой компанией «Юнисон-гарант» он образует новую финансовую группу.
Председатель правления банка Александр Лобанов сказал «Коммерсанту», что «Юнисон» собирается зарабатывать на межбанковском и потребительском кредитовании, обслуживании малого и среднего бизнеса, а также клиентов одноименной страховой компании.
Мажоритарный владелец банка – MCHL Finance Ltd (82,5%), еще 17,5% у IDP Capital Ltd. Обе компании зарегистрированы на Кипре 27 апреля 2012 года по одному адресу, обе имеют в учредителях депозитные фонды, находящиеся в юрисдикции княжества Лихтенштейн. Информация о владельцах таких фондов может быть раскрыта только самими владельцами, что обеспечивает им самую высокую степень конфиденциальности.
Кто может стоять за лихтенштейнскими фондами? Для ответа на этот вопрос стоит углубиться в историю страховой ветви группы. В отличие от банка, она имеет кое-какую родословную. Страховая компания была учреждена в 2004 году в Донецке как «Грант-капитал». Свое нынешнее название СК «Юнисон-гарант» получила в 2011-м. До недавнего времени она не состояла ни в одном профессиональном объединении, что не позволяло ей страховать многие виды ответственности. Например, доступ на рынок обязательного автострахования она получила только 14 февраля 2013 года, вступив в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины.
Создание страховой компании связывают с именем донецкого бизнесмена Михаила Эпеля. Партнер сыновей покойного народного депутата Евгения Щербаня, недавно покинувший пост председателя правления донецкого банка «Капитал», входит в наблюдательный совет «Юнисон-гаранта». В середине 2011 года в ходе увеличения уставного капитала с 14 млн до 100 млн гривен 70% акций компании сконцентрировала донецкая «Юнисон-групп». На собрании акционеров от имени нового инвестора выступал старший брат нынешнего министра доходов и сборов Украины Антон Клименко – он же был и первым директором «Юнисон-групп».
В конце 2011 года Клименко покинул пост директора, а в 2012-м владельцем 70% акций СК «Юнисон-гарант» стала вместо «Юнисон-групп» кипрская Pointstonel Ltd (с мая 2012 – IDP Guaranty Ltd). Несмотря на смену владельца, хранителем 70%-ного пакета акций страховой компании остался банк «Капитал». Новый акционер ввел в наблюдательный совет «Юнисон-гаранта» Владимира Рахлина, в прошлом – одного из топ-менеджеров Жидачевского целлюлозно-бумажного комбината. «Типографская фирма братьев (Клименко. – Forbes) «Анталекс» плотно сотрудничала с комбинатом», – отмечает бывший народный депутат от «Нашей Украины – Народной самообороны» (НУНС) Юрий Грымчак. В начале нулевых Антон Клименко и его младший брат Александр были совладельцами «Анталекса». В ноябре 2011 года компанию ликвидировали.
«Оранжевый» политик знает братьев не понаслышке. В 2004 году Клименко-старший был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Ющенко и помогал вести его кампанию в Донецкой области. В апреле 2005-го Антон Клименко возглавил донецкую парторганизацию «Нашей Украины». В том же году Александр Клименко поступил на госслужбу и передал свои доли в бизнесе жене Елене. В 2005—2010 годах будущий министр трудился заместителем начальника налоговой инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками Донецкой области.
После победы Януковича на президентских выборах 2010 года Клименко-младший, который, как считается, входит в ближайшее окружение старшего сына президента Александра Януковича, сделал головокружительную карьеру. Когда покупалась страховая компания «Юнисон-гарант», он как раз готовился возглавить Государственную налоговую службу.
Что Антон Клименко поделывает сейчас? «Есть… компании, занимающиеся инвестиционными операциями с ценными бумагами. Больше ничего не комментирую», – коротко ответил весной 2012 года Клименко-старший «Фокусу» на вопрос о текущем состоянии его бизнеса.
Ни топ-менеджеры группы «Юнисон», ни ее соучредители не согласились ответить на вопросы Forbes. Председатели правлений банка и страховой Александр Лобанов и Александр Гончаров проигнорировали письменные запросы. В приемной банка «Капитал» отказались соединить журналиста с Михаилом Эпелем и председателем правления Валерией Фомичевой, хотя, по словам секретаря, вопросы им передали.
Клименко-старший также не захотел говорить с Forbes о новом бизнес-проекте в финансовой сфере. На вопрос о том, какое отношение он имеет к финансовой группе «Юнисон», Антон Клименко ответил коротким письмом на бланке ООО «Маркет Центр»: «Мы внимательно ознакомились с Вашим запросом касательно банка. К сожалению, мы не можем Вам помочь, так как наша компания не имеет отношения к структуре, о которой идет речь в запросе».
Тем временем страховой бизнес под брендом «Юнисон» набирает обороты. По данным «Юнисон-гаранта», среди его клиентов – «Интерпайп», Харьковская ТЭЦ-5, НАК «Надра Украины», Концерн АВЭК, Мариупольский завод тяжелого машиностроения, Днепропетровский трубный завод, Ясиновский коксохимический завод. Почему «Интерпайп» 23 января решил застраховать свое имущество в «Юнисон-гаранте»? «Это конфиденциальная информация», – заявила представитель «Интерпайпа» Екатерина Бажан.
Алексей Грибановский, Александр Акименко, Алексей Комаха, Forbes
Обговорення
Нажаль, коментарі закрито.
К сожалению, комментарии закрыты.